Вообще-то в автомобильном ГБО для сжиженного газа существуют два стандарта запорной арматуры для баллона:

С разнесенной арматурой , или как его еще называют голландский стандарт

И с использованием мульиклапана – евростанадарт или итальянский стандарт

Голландские баллоны, считаются более надежными. Но, к сожалению, стоимость такого баллона с разнесенной арматурой значительно выше. Именно в виду своей высокой стоимостью он практически не используется в России, Украине, Беларуси. Более того, даже для многих европейских потребителей его стоимость слишком высока, именно поэтому второй стандарт – еврогорловина баллона, на который устанавливается мультиклапан – итальянский стандарт получил более широкой распространение и его мы будет рассматривать в этой статье.

Что такое мульиклапан?

Мультиклапан – это много функциональное устройство, отвечающее, за заправку баллона и подачу газа к редуктору. Он так же оснащается несколькими предохранительными устройствами и указателем уровня топлива.

Подбор мультиклапана по функциональным возможностям

Мультиклапан бывают нескольких классов.

B-класс

Это самое простое устройство и самое дешевое. Конструкция предусматривает возможность заправки баллона, подачи газа к редуктору, наличие механического или электронного датчика уровня топлива, скоростной предохранительный клапан. Скоростной предохранительный клапан запирает выход газа из баллона в случае обрыва, газотопливной магистрали. Мультиклапан так же имеет один, либо два механических вентиля, позволяющих при необходимости перекрыть выход газа через расходную и заправочную газотопливную магистраль.

Главное отличие B-класса от всех остальных – нет предохранительного клапана на сброс избыточного давления газа из баллона. Избыточное давление в баллоне может возникнуть в нескольких ситуациях: пожар, заправка баллона более, чем на 80 процентов, перезаправка баллона + высокая температура окружающей среды.

Мультиклапан А-класса

Устройство совмещает в себе все те же функции, однако имеет предохранительный клапан на сброс избыточного давления баллона. Предохранительный клапан отрегулирован на 25 атмосфер. При достижении давлением этой величины, клапан автоматически начинает выпускать паровую фазу в короб вентиляции и далее по вентиляционным патрубкам газ выводится за пределы автомобиля.

Прошу обратить внимание: если система вентиляции отсутствует или собрана неправильно, мультиклапан стравит давление в салон автомобиля. Если мультиклапан подобран неправильно, то вместо паровой фазы – испаренного газа, он может стравливать жидкую фазу, что так же пажароопасно.

Мультиклпана евро-4

В отличии от А-класса, такое устройство имеет электрический клапан, который в автоматическом режиме открывает топливную магистраль в том случае, когда автомобиль работает на газе и запирает выход газа из баллона во всех иных случаях.

Все описанные мультиклапана выпускаются в двух версиях: «стандарт» и «экстра». Разница – в диаметре расходной магистрали. В «стандарте» используется медный трубопровод диаметром 6 мм., экстра – 8 мм. Мультиклапаны «экстра» используются на автомобилях с большим объемом двигателя и соответственно с большим единомоментным потреблением газа. Трубопровод большего диаметра обеспечивает беспрепятственную подачу к редуктору большего количества газа.

Обращаем внимание: описанный мультиклапана используются в системах от 1 до 4 поколения ГБО.  Газовое оборудование 5-6 поколения может включать в себя насос высокого давления, который часто монтируется внутри баллона или снаружи совмещен с запорной арматурой.

Если выбирать между классом мультиклапана, то надо сказать: B-класс практически снят с производства всеми крупными производителями ГБО. Производят его в основном китайские и турецкие фирмы.  По принятым правилам запрещено монтировать мультиклапан B-класса на баллоны объемом более 100 литров.  Мы рекомендуем отказаться от его использования и на баллонах меньших объемов. Разница в цене между мультиклапоном B-класса и более сложными минимальна – 2-3 евро. Не стоит отказываться от предохранительного клапана ради экономии этой суммы.

Мультиклапан класса евро-4  конструктивно обеспечивает самую высокую степень защиты в случае нештатных ситуаций. Во всех случаях, кроме работы на газе, мультиклапан запирает топливную магистраль исключая таким образом возможность утечки по соединениям других устройств ГБО – электроклапану, редуктору.  Использование такого мультиклапана желательно, если автомобиль хранится в гараже, тем более – в гараже с подвальным помещением. Сжиженный газ тяжелее воздуха и в случае утечки он будет скапливаться у пола. Таким образом важно максимально исключить вероятность утечки. Использование мультиклапана «евро-4» так же желательно совместно с наружными баллонами, в случае, если доступ к самому мультиклапану затруднен. При возникновении нештатной ситуации – той же утечки газа – баллон запрется автоматически, а к механическим вентилям водителю предстоит еще добраться.

На снимке приведен пример установки баллона совместсно с мультиклапаном евро-4 в труднодоступном месте под днищем автомобиля

Недостаток мультиклапана евро-4 – более высокая в сравнении с другими классами стоимость.

Мультиклапан А-класса – самое популярное в наших широтах устройство. Большинство водителей, использующих ГБО, считают его золотой серединой. Он функционален, обеспечивает необходимый уровень безопасности, сравнительно недорого стоит. При этом водители мирятся с некоторым неудобством – необходимостью закрывать механические вентиля на баллоне при длительном хранении автомобиля или возникновении нештатной ситуации.

Подбор мультиклапана по техническим характеристикам

Все баллоны, выпускаемые в нашем регионе, имеют стандартную горловину – итальянский стандарт. И в общем-то любой мультиклапан может быть смонтирован на любой баллон. Он подойдет по посадочному размеру и крепежным отверстиям. Однако, чтобы он работал правильно, необходимо подбирать мульиклапан исходя из характеристик выбранного баллона.

Например, вот мултиклапаны в предложении нашего магазина ГБО WebGas.by

 Мультиклапан 300-30 cil

Технические характеристики мультиклапана читаются в названии устройства: cil – для цилиндрических баллонов, 300 – для баллонов 300 мм. в диаметре, 30 – угол наклона баллона относительно горизонта при установке в автомобиль. Длинна баллона в этом случае не имеет значения.

Соответственно:

мультиклапан 200-30 tor

этот мультиклапан предназначен для установки на тороидальный баллон высотой 200 мм. Диаметр баллона в этом случае не имеет значения.

Размеры мультиклапана как правило указаны на корпусе устройства:

Размеры баллона указаны в паспорте – табличке, закрепленной на баллоне:

Если взглянуть на баллон с установленным на него мультиклапаном в разрезе, то становится понятно, почему важно подбирать мультиклпана под выбранный баллон.

Угол наклона баллона относительно горизонта, длинна штока поплавка мультиклапана, длинна заборной трубки газа обеспечивает правильную работу ГБО: газ должен забираться со дна баллона, отсекатель заправки срабатывать при заполненности баллона на 80 процентов. При неправильном поборе мультиклапана могут возникнуть большие и малые сложности: например, газ будет отбираться не со дна баллона, а значит какое-то количество литров газа вы не сможете использовать, они будут болтаться балластом. Некорректная работа поплавка скажется на заполняемости баллона – возможны существенные отклонения и в большую и в меньшую сторону от положенных 80 процентов. В этом случае так же будет не корректно работать датчик уровня топлива.

Обратите внимание на патрубок отбора паровой фазы – тот который загнут к верху. Неправильный подбор мультиклапана может так же нести в себе скрытую опасность, незаметную в условиях повседневной эксплуатации: если на тороидальный баллон установить мультиклапан для цилиндрического баллона, то предохранительный клапан при излишнем давлении будет сбрасывать не паровую фазу, а жидкую. Вероятность возникновения пожара в этом случае очень высока.

Комплектация мультиклапана

Как правило, в комплект мультиклапана входит: мультиклапан, монтажные болты, соединительные гайки и муфты для заправочной и топливной магистралей.

Обратите внимание на важный момент: входит ли в комплект ВЗУ (выносное заправочное устройство). Мультиклапан может продаваться, как в комплекте с ним, так и без них. В случае отсутствия в комплекте, ВЗУ придется докупать отдельно.

Магазин WebGas.by обычно продает мультиклапан с ВЗУ включенным в комплект.

В случае если вы подбираете мультиклапан для цилиндрического баллона требуется дополнительно купить короб вентиляции.

Вот предложение по продаже короба вентиляции (кожуха вентиляции) в в магазине WebGas.by:

Короб вентиляции циллиндрического баллона

Короб вентиляции, но уже другой конструкции, так же может потребоваться для определенных типов тороидальных баллонов.

Короб вентиляции тороидельного баллона

Главная функция короба вентиляции цилиндического баллона – это отвод паровой фазы газа в случае утечки или сброса мультиклапаном, в случае с тороидальным баллон короб больше используется как защитный кожух от воздействия внешней среды – грязи, соли, воды.

Подбор мультиклапана по бренду

Мировым лидером в производстве мультиклапанов является итальянская фирма Tomasetto. Эти мультиклапана ниболее широко распространены. Их знают в любой нашей автомастерской.   WebGas.by Мультиклапан считаеться простым устройством, поэтому устройства даже недорогих брендов – турецкие и китайские достаточно надежны. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *