Сегодня речь пойдет о форсунках в автомобильном газовом оборудовании. Статья окажется особенно полезной для того, кто еще не наработал достаточного практического опыта в установке ГБО или планирует самостоятельно установить газ на автомобиль . На фото ниже представлена принципиальная схема работы топливных форсунок в составе автомобильного газового оборудования.
Газовая форсунка – это узел автомобильного газового оборудования, предназначенный для точной дозировки газа — пропана или метана и достижения оптимальной топливо воздушной смеси в двигателе внутреннего сгорания. Жидкий газ подается к редуктору, там испаряется. Далее под небольшим и стабильным давлением подается как раз к газовым форсункам. Электронный блок управления, пересчитывает сигналы автомобильного ЭБУ и управляет работой форсунок, о которых мы говорим. Газовые форсунки стали применятся в так называемом ГБО 4-го поколения, в системах распределенного впрыска. Я замечу, что появление ГБО 4го поколения в свое время стало настоящим прорывом в деле переоборудования автомобилей для работы на газе. Принцип подачи газа к каждому цилиндру, через газовые форсунки позволил значительно повысить точность дозировки газа, тем самым максимально приблизив состав газовоздушной смеси к бензино-воздушной. С появлением 4 -го поколения ГБО, практически ушли в прошлое многие болезни ГБО – такие как обратные хлопки – самопроизвольное возгорание смеси во впускном коллекторе, прогорание клапанов. Так что ГБО распределенного впрыска – это был своеобразный прорыв и газовая форсунка в этих системах – наиважнейший элемент.
Как работает газовая форсунка? ЭБУ газового оборудования обрабатывает сигналы бензинового компьютера, обрабатывает сигналы датчиков ГБО и посылает короткие электрические импульсы, под действием которых форсунки открываются. Чем длиннее подаваемый импульс, тем дольше она открыта и тем больше проходит топлива через них.
Конструктивно форсунки разных производителей отличаются. Можно выделить несколько типов, каждый из них имеет свои определенные достоинства и недостатки.
Самые распространенные –штоковые форсунки Тип 30. Наиболее известные Valtek type 30 и Rail type 30, так же более поздние модификации Rail IG1-IG5-IG9.
Данные форсунки можно купить в версии 4 форсунки на рейке и 3 форсунки на рейке.
В общем-то, не смотря на то, что форсунки отличаются по цвету катушек и наименованию, в действительности речь идет об одной и той же форсунке. Дело в том, что итальянская фирма Valtek выпускает форсунки для фирмы Green Gas.
По сути дела Тип 30 – это скоростной электромагнитный клапан. Форсунки Тип 30 очень популярны, они неплохо зарекомендовали себя на двигателях нетребовательных к составу топливной смеси и «прощающих» порой значительные отклонения в топливной смеси от стехиометрического соотношения. Достоинства Тип 30 лежат на поверхности – они недорогие. Точнее – самые дешевые. Легко ремонтируются.
Недостатки Тип 30 вытекают из самой конструкции. Газ к штоку подается через отверстие в непосредственной близости от седла, перпендикулярно запорной части штока. Шток соленоида не продувается , тем самым терпит более высокие температурные нагрузки, закоксовывается грязью, особенно при установке форсунок «вверх ногами». Это в свою очередь приводит к тому, что параметры форсунок быстро уходят от заданных. Тип 30 требует постоянного сервисного наблюдения и постоянных регулировок газового оборудования. Вторая проблема – низкая скорость работы. Штоки у этих форсунок достаточно тяжелые. Они физически не способны поддерживать время открытия короче 2 ms., То, что штоки тяжелые, так же влечет за собой еще одну проблемы — износ резиновых отбойников. Как правило, таких форсунок хватает максимум на 70 тысяч километров пробега автомобиля. В среднем до ремонта они выдерживают 50-40 тысяч километров. Форсунки Тип 30 турецкого или китайского производства могут потребовать ремонта после пробега 20тыс км. Болезнь самых дешевых форсунок самых дешевых производителей – турецких и китайских – это недостаточно тщательная предпродажная регулировка хода штока, что приводит к неровной работе двигателя, из-за разного количества газа попадающего в цилиндры и не соответствию состава топливовоздушной смеси по цилиндрам.
В тоже время должен сказать, что в практике встречал автомобили, на которых форсунки Valtek Тип 30 отслужили 300 000 км. Однако, это скорее исключение из правил.
Ремонт форсунок ГБО тип 30 своими руками
В общем-то ремонт форсунки тип 30 процедура не сложная и ее вполне можно осуществить самостоятельно.
В интернет-магазине ГБО WebGas.by для ремонта этих форсунок можно приобрести ремкомплект:
Ремкомплект для газовой форсунки тип 30
Процедура ремонта выглядит следующим образом:
1 . Разобрать форсунку
2. Вымыть внутри
3. Заменить шток, или резиновый отбойник
4. Собрать
5. Откалибровать обычным микрометром , выставив одинаковый на всех форсунках ход штока – около 0,45 мм.
Если не тип 30, то кто следующий?
Форсунки с более высокими потребительскими свойствами, но работающие по принципу Тип 30 – это форсунки OMVL.
В форсунках OMVL DREAM XXI SL применены современные материалы. Корпус выполнен из композитного пластика, что позволило облегчить конструкцию. Шток выполнен из специального сплава металла, более чувствительного к магнитным импульсам. Таким образом, форсунка получилась надежнее, быстрее и точнее в дозировке топлива. Практика показывает, что средний срок службы форсунок OMVL — 100 000 км. Хотя были партии обновленных OMVL, у которых очень быстро выходили из строя пружинки штока, лечилась эта проблема заменой рем комплекта в сборе или самих пружинок.
Форсунки OMVL по праву заслужили признание среди автолюбителей. Они являются удачным сочетанием точности, надежности, ремонтопригодности и не высокой стоимости. В ближайшее время мы ожидаем прибытие этих форсунок на склад WebGas.by.
Вы так же можете приобрести в нашем магазине ремонтный комплект для форсунок OMVL.
Второй представитель форсунок, который так же «вышел из тип 30» и зарекомендовал себя как надежный и выносливый продукт — это форсунки ГБО известного польского бренда AC STAG.
Форсунка AC STAG W01 — недорогая, при этом очень выносливая — без проблем отхаживает до 200 тысяч километров. При этом характеристки скорость открытия/закрытия позволяют использовать AC STAG W01 на большинстве современных двигателей.
Следующий тип форсунок – это так называемые игольчатые форсунки – HANA, Keihin, Barracuda. Этот тип форсунок самый дорогой из всех вариантов, используемых в ГБО 4го поколения, однако, они – лучшее, что можно установить на автомобиль. В игольчатых форсунках газ подается через соленоид, внутри которого находится шток с запорной частью.
Ниже вы можете видеть принципиальную схему игольчатых форсунок.
Такая конструкция позволяет форсунке постоянно продувать себя и предостерегает от засорения – своеобразный механизм самоочищения. Если форсунка засорилась – ее можно промыть на бензиновом стенде. Такое происходит не часто, однако, это мой личный опыт. Возможно, в каком-то регионе газ более грязный, чем в Крыму и проблема засорения форсунок будет стоять более остро. Форсунка имеет низкое сопротивление – 1,9 Om. Конструкция обеспечивает очень точное дозирование топлива, и что очень важно – стабильность параметров работы.
В интернет-магазне ГБО WebGas.by игольчатые форсунки представлены продукцией польской фирмы Alex — форсунки Barracuda.
Доступны рейки на 4 и 3 цилиндра. В ближайшее время появятся «синглы» — одиночные форсунки.
БАРАКУДА, польского производства – относительно новый продукт для рынка, форсунки массово ещё не успели показать больших пробегов, однако профессионалы в области ГБО тмечают, что форсунка получилась удачная — она надежна, нет массовых отказов. Пробег на некоторых автомобилях с установленными Баракуда перевалил за 200 тысяч километров.
Впрочем, стоит отметить, что производитель Баракуда, фирма ALEX, настаивает на том, что данные форсунки ГБО должны использоваться только совместно с фильтром Ultra 360-1. Особенность фильтра заключается в специальной конструкции корпуса фильтра, которая создает завихрения в потоке газа, позволяющие отделить грязь и твердые частицы непосредственно от газа. Осадок при этом аккумулируются в отстойнике.
Еще один тип форсунок – мембранные. Принципиальное отличие этих форсунок от других вариантов, в том что у них запорный механизм отделен от электромагнитной части мембраной, благодаря которой грязь не попадает в место прикосновения притягивающихся друг к другу частей и не вызывает заклинивание и прилипание. Что обеспечивает стабильность и долговечность этих форсунок, их срок службы — 150-250тыс.км. Недостаток — такие форсунки, как правило, не ремонтируются, а при попадании в внутрь агрессивной среды, мембрана портится и форсунка начинает пропускать газ наружу, а вскоре и совсем выходит из строя. Самый большой минус мембранных форсунок — это их цена. Одна форсунка BRC стоит как вся рампа IG1.4 цилиндра, или как две форсунки БАРАКУДА. Эти форсунки используются в основном только в комплектах систем BRC.
Еще есть форсунки, в которых используются запорные механизмы в виде тарелок или шайб . Пожалуй, наиболее известные из вариантов, где в качестве запорного механизма используется комбинированная метало-резиновая тарелка – это форсунки АЕБ.
Они обладают хорошо сбалансированными рабочими качествами, зарекомендовали себя как очень хороший и надежный вариант. Минус этих форсунок в том, что они практически не продаются отдельно от систем производства АЕБ и по стоимости не очень отличаются от БАРАКУДЫ.
О конструктивных особенностях мы рассказали выше – и тут уже владельцу авто решать, какой вариант предпочесть – бюджетный или более дорогой. Помните, что чем мощнее и современнее у вас автомобиль, тем более точная дозировка топлива требуется для его двигателя. Использование бюджетных вариантов форсунок может повлечь за собой такие проблемы, как появление ошибок в работе двигателя, нестабильная работа ДВС в определенных режимах, падение мощности. Кроме того, бюджетные форсунки требуют более частного сервисного обслуживания. В тоже время, множество автомобилистов используют бюджетные форсунки и довольны. Недостаток дорогих форсунок – цена, что очевидно, и часто – не ремонтопригодность .
Немаловажную роль в работе форсунок играет и способ их монтажа на автомобиль, положение в пространстве и подбор по мощности . Положение в пространстве играет большую роль для некоторых моделей форсунок. Особенно для тех, у которых газ подается сбоку рабочего штока. Если такие форсунки расположить катушками вниз, в рабочих штоках очень быстро скапливается грязь, и форсунки уходят от параметров. Затем ДВС начинает троить на холостом ходу, а вскоре и при нагрузке, все это сопровождается повышенным расходом газа и, в конце концов, неминуемо заканчивается ремонтом форсунок.
Огромную роль в долговечности и качестве роботы газовых форсунок , играет использование фильтра паровой фазы. Фильтр надо использовать обязательно. Фильтра бывают разные, как простые — бумажные или полиэстеровые, так и с отстойниками для скопления тяжелых фракций газа. В сепараторных фильтрах, внутри отстойника есть каналы которые заставляют газ двигаться по спирали, тем самым создается эффект центрифуги и отбрасывает все тяжелые фракции, неиспаренные включения на стены отстойника, а потом они стекают на дно. Такого типа фильтра, позволяют продлить жизнь форсунок в разы.
Однако если вы привыкли использовать конструктивно более простые фильтра паровой фазы, вы также можете приобрести их в магазине WebGas.by. Вот например ссылка на один из самых популярных фильтров паровой фазы ГБО.
Надеемся статья была полезна для вас. Если мы что-то упустили — напишите об этом в комментариях и мы обязательно дополним обзор.
Команда WebGas.by